Статья 10220

Название статьи

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭРГАТИЧЕСКИХ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ «АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР» ЗА СЧЕТ ДОБАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С РЕШЕНИЕМ ЗАДАЧ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ 

Авторы

Роганов Владимир Робертович, кандидат технических наук, профессор, кафедра информационных технологий и систем, Пензенский государственный технологический университет (Россия, г. Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11), E-mail: Vladimir_roganov@mail.ru
Кувшинова Ольга Александровна, старший преподаватель, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (Россия, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28), E-mail: oly791702@rambler.ru
Есимова Нурзипа Сапаровна, начальник научного отдела, Гуманитарно-технический институт «Акмешит» (Казахстан, г. Кызылорда); аспирант, Пензенский государственный технологический университет (Россия, г. Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11), E-mail: nurzipa.esimova@mail.ru
Асмолова Екатерина Александровна, аспирант, Пензенский государственный технологический университет (Россия, г. Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11); менеджер Фестиваля NAUKA 0+, АНО «Центр по развитию технологий будущего», E-mail: logani@mail.ru
Тюрина Лилия Александровна, кандидат технических наук, доцент, кафедра техносферной безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: ot@pnzgu.ru 

Индекс УДК

004 

DOI

10.21685/2307-4205-2020-2-10 

Аннотация

Проведен анализ эргатического программно-технического комплекса, получившего название «авиационный тренажер», использующегося сейчас для профессиональной подготовки летчиков, для наработки навыков пилотирования летательного аппарата во время особых случаев в полете. Такой традиционный подход является следствием возможностей программно-технических средств, которые использовались в конце XX в.
В частности, обучение пилотированию летательного аппарата подразумевает и обучение вязальной посадке на модель ВПП абстрактного аэродрома с визуальным наблюдением прилегающей местности. Размер модели полетов, пролетая над которым, летчик мог визуально ориентироваться, составляет не более чем 15×15 км. В центре такого района находится центр модели ВПП. Однако современное состояние науки и техники позволяет расширить модель района полетов до размера 1500×1500 км, обеспечить летчиков обучением решению задач самолетовождения с визуальной ориентацией по моделям реперных объектов, видимых через остекление кабины авиационного тренажера, на экране имитатора тепловизора и на экране имитатора радиолокатора. При этом сохраняется возможность определения места нахождения модели летательного аппарата в модели внешней среды по показаниям имитаторов радиотехнических средств самолетовождения и контроля выхода в/на поворотный пункт маршрута методом счисления пути. Рассматриваются основные требования к отдельным узлам авиационного тренажера, позволяющие расширить число учебных ситуаций, добавив решение задач самолетовождения с визуальным контролем пролета моделей реперных объектов в поворотных пунктах маршрута. 

Ключевые слова

авиационный тренажер, пилотирование летательного аппарата, самолетовождение, модель внешней среды 

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Main provisions for formation of cognitive model of visually observable environment synthesized for aircraft simulator / V. Roganov, M. Miheev, E. Roganova, B. I. Nurgozhin, V. Fillipenko // Advances in Engineering Research : Actual Issues of Mechanical Engineering (AIME 2017). – Atlantis Press, 2017. – Vol. 133. – P. 671–676.
2. Проектирование оптических систем / под ред. Р. Шеннона. – Москва : Мир, 1983. – 430 с.
3. Modernisation of Endoscopic Equipment Using 3D Indicator / V. Roganov, M. Miheev, E. Roganova, O. Grintsova, J. Lavendels // Applied Computer Systems. – 2018. – Vol. 23, № 1. – P. 75–80. – DOI 10.2478/acss- 2018-0010 https://www.degruyter.com/view/j/acss
4. Тренажерные системы / под ред. В. Е. Шукшунова. – Москва : Машиностроение, 1981. – 256 с.
5. Годунов, А. И. Концептуальная модель формирования летных навыков в процессе тренажерной подготовки / А. И. Годунов, Б. Ж. Куатов, Н. К. Юрков // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. – 2014. – № 3 (19). – С. 15–24.
6. Роганов, В. Р. Имитаторы визуальной обстановки для тренажеров подготовки водителей транспортных средств / В. Р. Роганов, М. Ю. Михеев, Е. А. Асмолова, Т. В. Жашкова // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. – 2016. – Т. 2. – С. 326–328.
7. Моделирование в профессиональной подготовке летного состава гражданской авиации // Итоги науки и техн. Сер.: Воздушный транспорт. – 1992. – № 25. – 136 с.
8. Юрков, Н. К. К проблеме структурного синтеза моделирующей среды авиационного тренажера / Н. К. Юрков, Б. К. Кемалов, Б. Ж. Куатов // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. – 2015. – Т. 1. – С. 103–106.
9. Юрков, Н. К. Формирование моделирующей среды авиационного тренажера / Н. К. Юрков, Б. К. Кемалов, Б. Ж. Куатов // Надежность и качество сложных систем. – 2015. – № 1 (9). – С. 9–16. 

 

Дата создания: 16.07.2020 15:07
Дата обновления: 17.07.2020 10:39