Статья 11316

Название статьи

МОНИТОРИНГ РАБОЧЕГО СОСТОЯНИЯ ОТКАЗОУСТОЙЧИВОЙ ПЛАТФОРМЫ

Авторы

Авакян Александр Анушаванович, доктор технических наук, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (140180, Россия, г.Жуковский, Московская область, ул. Туполева, 18), avakyan@niiao.com
Копненкова Марина Владимировна, инженер, Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (140180, Россия, г. Жуковский, Московская область, ул. Туполева, 18), info@niifi.ru
Максимов Анатолий Константинович, ведущий инженер, Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (140180, Россия, г. Жуковский, Московская область, ул. Туполева, 18), info@niifi.ru

Индекс УДК

62.192

DOI

10.21685/2307-4205-2016-3-11

Аннотация

Современная элементная база электроники позволяет в габаритах и массах функциональных блоков, широко применяемых в авионике, сконцентрировать мощные интерфейсно-вычислительные ресурсы. Эти ресурсы достаточны, чтобы обеспечить работу многих аппаратных и программных приложений реализующих множество функций летательного аппарата (ЛА). Система модулей, включая базовое программное обеспечение, управляющая ресурсами таким образом, чтобы обеспечить работу многих приложений в интегральной модульной авионике (ИМА) [8], получила название «платформа ИМА». Платформа, функционирующая с множеством приложений, в интегральной модульной авионике (ИМА) получила название «система ИМА». Архитектура современных комплексов бортового оборудования (КБО) авионики от федерации множества функциональных блоков, количество которых в магистральных воздушных суднах достигло ста и более, оптимизировалась в архитектуру, состоящую из небольшого количества систем ИМА. Реализация множества функций ЛА в системах ИМА, в том числе и критических, потребовала выполнения в системах ИМА норм летной годности [4] и регулярности полетов [9]. Нормы летной годности в отношении систем ИМА, реализующих функции, отказы которых приводят к катастрофическим ситуациям, предъ- являют требования, чтобы вероятность отказа была менее 10–9 отказа за час налета. Требования регулярности полетов требуют восстанавливать отказавшие КБО за время не более 15 мин с вероятностью го- товности равной 0,998. Чтобы выполнить эти требования с обеспечением минимума затрат на создание и техническое обслуживание КБО, платформы систем КБО должны быть максимально унифицированы и иметь высокую отказоустойчивость. Отказоустойчивость, обеспечивающую приведенные выше нормы летной годности и регулярности полетов, возможна, если реализовать в платформе ИМА избыточность ключевых компонент и систему управления избыточностью (СУИ). Статья посвящена рассмотрению принципов и методов системы мониторинга рабочего состояния платформы ИМА, являющейся основной компонентой СУИ. В статье рассматриваются такие проблемы мониторинга, как методы контроля, обеспечивающие: необходимую полноту и достоверность контроля, глубину контроля, достаточную для проведения реконфигурации системы при парировании обнаруженных отказов и сбоев, а также ограничения продолжительности контроля, поз- воляющие парировать критические ситуации.

Ключевые слова

мониторинг, контроль, избыточность, отказ, сбой, реконфигурация системы, регрессионный фильтр.

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Авакян, А. А. Мониторинг рабочего состояния отказоустойчивой платформы / А. А. Авакян, М. В. Копненкова, А. К. Максимов // Труды международного симпозиума Надежность и качество. – 2016. – Т. 1. – С. 88–94.
2. Авиационные правила.Часть 25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории. – М. :
Межгосударственный авиационный комитет, 2009.
3. Типовые требования к эксплуатационно-техническим характеристикам комплексов бортового оборудования гражданских магистральных самолетов, самолетов МВЛ и авиации общего назначения : [утв. заместителем директора ГосНИИ«Аэронавигация В.Я.Кушельманом 10 мая1994г.].
4. Авакян, А. А. Синтез отказоустойчивых комплексов бортового оборудования летательных аппаратов / А. А. Авакян // Труды международного симпозиума Надежность качество. – 2015. – № 2. – С. 6–10.
5. Авакян, А. А. Синтез сложных многофункциональных отказоустойчивых систем электроники / А. А. Авакян, В. В. Клюев. – М. : Спектр, 2014.
6. Авакян, А. А. Создание отказоустойчивых систем электроники на основе управляющей избыточности / А. А. Авакян, Н. К. Юрков // Труды международного симпозиума Надежность и качество. – 2011. – Т. 2. – С. 369–375.
7. Авакян, А. А. Закон распределения отказов элементов и систем электроники / А. А. Авакян, А. Г. Дмитриенко // Надежность и качество сложных систем. – 2013. – № 1. – С. 47–53.
8. Гнеденко, Б. В. Курс теории вероятностей: учеб. / Б. В. Гнеденко. –3-е изд., перераб. – М. : Гос. изд во физ.-мат. лит., 1962.
9. Крамер, Г. Математические методы статистики : моногр. / Г. Крамер, А. А. Петров, А. Н. Колмогоров ; пер. с англ. под ред. А. Н. Колмогорова. – М. : Мир, 1973.
10. Авакян, А. А. Быстрая диагностика интерфейсно-вычислительных трактов с ошибками / А. А. Авакян, Н. К. Юрков // Труды международного симпозиума Надежность и качество. – 2013. – Т. 1. – С. 9–14.
11. Авакян, А. А. Мониторинг интерфейсно-вычислительных трактов систем авионики / А. А. Авакян, А. В. Соломин, Н. К. Юрков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. – 2014. – № 3 (31). – С. 24–40.

 

Дата создания: 28.09.2016 10:07
Дата обновления: 28.09.2016 13:46