Авторы |
Евгений Вячеславович Мамонтов, кандидат технических наук, заместитель генерального директора по НИОКР, НПО «Прибор» (Россия, г. Санкт-Петербург, 17-я линия В.О., 4-6), E-mail: E.Mamontov@npo-pribor.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Дан анализ авиационных происшествий, который показал, что большинство из них связаны с человеческим фактором. К данному фактору принято относить причины, обусловленные неграмотными, ошибочными или несвоевременными действиями операторов, эксплуатирующих авиационную технику, управляющих воздушным движением или обеспечивающих полеты. Материалы и методы. Показано, что системы управления воздушным движением относятся к эргатическим системам, т.е. к системам, в которых предусмотрено функционирование человека-оператора. Современные достижения науки и техники привели к тому, что надежность технической составляющей эргатических систем стала выше, чем надежность операторского звена. Однако отказаться от творческих возможностей человека-оператора, его знаний, опыта пока не представляется возможным. Результаты и выводы. При этом решающее значение для обеспечения безопасности полетов при управлении воздушным движением имеет функциональная надежность операторов систем управления воздушным движением.
|