Статья 6225

Название статьи

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НАКОЛЬНОГО МЕХАНИЗМА 

Авторы

Владимир Николаевич Китаев, начальник конструкторского отдела, Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина (Россия, г. Снежинск, ул. Васильева, 13), E-mail: kb@vniitf.ru
Роман Львович Афанасьев, заместитель начальника отдела, Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина (Россия, г. Снежинск, ул. Васильева, 13), E-mail: kb2@vniitf.ru
Максим Владимирович Петров, инженер, Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина (Россия, г. Снежинск, ул. Васильева, 13), E-mail: kb2@vniitf.ru

Аннотация

Актуальность и цели. Разработанный накольный механизм относится к устройствам инициирования взрывных устройств, используемых для ликвидации возникающих на реках во время весеннего па- водка ледовых заторов, обычно представляющих собой хаотичные нагромождения бесформенных льдин, когда ударные ускорения при встрече с преградой по направлению равновероятны в телесном угле Ω = 2π стерадиан, т.е. в полусфере. Материалы и методы. Основная особенность разработанной конструкции накольного механизма, отличающая его от устройств аналогичного назначения, – использование дополнительной магнитной системы, позволяющей повысить скорость перемещения ударника в конце его хода за счет дополнительного ускорения ударника магнитной системой. Кинетическая энергия ударника, затрачиваемая на сжатие цилиндрической пружины, восполняется магнитной системой, обеспечивая надежное задействование капсюля-детонатора. Это дополнительное притяжение не зависит от скорости встречи объекта использования с преградой, следовательно, и от величины возникающего при этом ударного ускорения, поэтому накольный механизм надежно сработает как при больших, так и малых скоростях встречи устройства с преградой. Выполнение инерционного тела в виде шара и установка его между торцевой плоской поверхностью ударника и конической поверхностью корпуса обеспечивает передачу на осевой ударник сил инерции шара как при его осевом, так и боковом перемещении (при наличии соответствующих ударных ускорений). Использование в накольном механизме опоры качения в виде обоймы с размещенными в ней по окружности шариками позволяет исключить трение скольжения инерционного тела (шара) и обеспечить надежное срабатывание накольного механизма при встрече устройства с преградой c малыми скоростями под любыми углами (при ударных ускорениях в любых боковых направлениях). Результаты и выводы. Представленные результаты работ показывают возможность создания надежного и технологичного накольного механизма, обеспечивающего надежное срабатывание при встрече с преградой со сложной поверхностью под различными углами и с малыми скоростями.

Ключевые слова

накольный механизм, инерционное тело, надежность срабатывания, пространственная диаграмма срабатывания, математическая модель, дифференциальные уравнения

 

 Скачать статью в формате PDF

Для цитирования:

Китаев В. Н., Афанасьев Р. Л., Петров М. В. Математическая модель накольного механизма // Надежность и качество сложных систем. 2025. № 2. С. 56–62. doi: 10.21685/2307-4205-2025-2-6

 

Дата создания: 27.05.2025 14:06
Дата обновления: 28.05.2025 11:13