Авторы |
Полтавский Александр Васильевич, доктор технических наук, ведущий научный сотрудник, Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН (117997, Россия, г. Москва, ул. Профсоюзная, 65), E-mail: avp57avp@yandex.ru
Юрков Николай Кондратьевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой конструирования и производства радиоаппаратуры, Пензенский государственный университет (440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40),
E-mail: yurkov_NK@mail.ru
Федянина Владлена Анатольевна, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой японского языка, Институт иностранных языков Московского городского педагогического университета (105064, Россия, г. Москва, Малый казенный пер., 5Б), E-mail: fedlada@mail.ru
Скотченко Андрей Сергеевич, кандидат технических наук, доцент, кафедра японского языка, Институт иностранных языков Московского городского педагогического университета (105064, Россия, г. Москва, Малый казенный пер., 5Б),
E-mail: skotchenko@rambler.ru
Фомкина Марина Владимировна, методист, кафедра японского языка, Институт иностранных языков Московского городского педагогического университета (105064, Россия, г. Москва, Малый казенный пер., 5Б), E-mail: fmss@list.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Предметом исследования являются процессы интенсификации обучения в современном информационно-образовательном пространстве. Тема исследования – методы, модели и алгоритмы для оценки качества обучения предмету с применением средств вычислительной техники на различных этапах. Целью работы является разработка метода, информационной модели и алгоритма для оценки качества обучения предмету на теоретических и практических этапах с применением компьютера и средств телекоммуникации.
Материалы и методы. В работе применялись методы сравнительного и системного анализа, а также информационное
моделирование дидактических задач для предварительного проектирования информационно-образовательной среды профессорско-преподавательского состава учебного подразделения с применением современных средств информационных и телекоммуникационных технологий.
Результаты. В работе описан новый подход и приводится алгоритм для оценки качества обучения предмету с применением компьютера на теоретических и практических этапах, являющихся базисом для построения интерактивного вычислительного устройства. Оценка качества обучения предмету и сам результат обучения дисциплине с помощью компьютера достигаются не только за счет предложенного математического аппарата и раз-
работанного алгоритма, но и включением в проектируемый дидактический процесс предлагаемого вычислительного устройства. Областью применения предлагаемого данного инновационного подхода могут быть различные образовательные сферы, процессы и структуры в различных областях народного хозяйства и силовых ведомствах, связанные с оценкой качества обучения предмету с применением компьютерной техники и современных средств телекоммуникации.
Выводы. Актуальность проведения научной работы заключается в том, что сегодня на первый план в образовательной среде выдвигаются все новые взгляды на методы и модели процесса обучения по той или иной дисциплине, во многих случаях связанных с интерактивным сопровождением проведения учебных занятий с помощью различных типов и видов вычислительной техники. Отличительной особенностью при таком обучении является то, что постоянно совершенствуется и сама образовательная среда, и само дидактическое наполнение информационно-образовательного пространства адаптивными эволюционным процессам методами, средствами и формами обучения предмету, постоянно нуждаются в коррекции и проектировании новых подходов – предлагаемых методик проведения занятий на различных этапах обучения. Естественно, должны постоянно совершенствоваться и сами подходы в оценке качества
обучения предмету с применением компьютера.
|
Ключевые слова
|
системный подход, информационные технологии, вычислительная система, алгоритм, оценка показателей качества, обучение, методы принятия решений
|
Список литературы |
1. Афанасьев, В. В. Оценка уровня усвоения знаний с применением компьютерной техники / В. В. Афанасьев, В. С. Семенов // Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве : тез. докл. I Всерос. науч.-техн. конф. – Нижний Новгород, 1999. – Ч. V. – С. 15.
2. Пат. 2330323 Российская Федерация, МПК G06F 17/18-2008. Устройство для оценки качества обучения работе с компьютером / Полтавский А. В., Русецкая М. Е., Бурба А. А. – 2004.
3. Семенов, С. С. Методы принятия решений в задачах оценки качества и технического уровня сложных технических систем / С. С. Семенов, Е. М. Воронов, А. В. Полтавский, А. В. Крянев. – М. : ЛЕНАНД, 2016. – 520 с.
4. Полтавский, А. В. Анализ методов принятия решений при разработке сложных технических систем / А. В. Полтавский, С. С. Семенов, А. В. Крянев, В. В. Маклаков // Сборник XII Всероссийского совещания по проблемам управления ВСПУ-2014. – М. : Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2014. – С. 8101–8123.
5. Полтавский, А. В. Методы когерентного контроля подвижных объектов / А. В. Полтавский // Надежность и качество сложных систем. – 2014. – № 3 (7). – С. 22–31.
6. Юрков, Н. К. Взгляд на теорию алгоритмов с позиций философии / Н. К. Юрков, Е. Ю. Русяева, А. В. Полтавский // Надежность и качество сложных систем. – 2014. – № 2 (6). – С. 40–45.
7. Полтавский, А. В. Модификация модели системы управления подвижным объектом / А. В. Полтавский, Н. К. Юрков // Надежность и качество сложных систем. – 2014. – № 1 (5). – С. 65–70.
8. Полтавский, А. В. Основы математической обработки информации вычислительных систем : учеб. пособие / А. В. Полтавский. – М. : МГПУ, 2017. – 97 с.
9. Юрков, Н. К. Интеллектуальные компьютерные обучающие системы : монография / Н. К. Юрков. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2010. – 304 с.
10. Юрков, Н. К. Организация автоматизированного обучения / Н. К. Юрков, В. А. Ермолаев // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. – 2011. – Т. 1. – С. 154–155.
11. Юрков, Н. К. Опыт применения технологии ERM в разработке интеллектуальных средств обучения / Н. К. Юрков, А. В. Затылкин, В. П. Буц // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2011. – № 5. – С. 218–223.
12. Юрков, Н. К. Синтез системы управления интеллектуальной компьютерной обучающей системой / Н. К. Юрков, А. В. Затылкин, Б. К. Кемалов // Новые промышленные технологии. – 2011. – № 2. – С. 58–61.
|