Авторы |
Андрей Михайлович Агеев, кандидат технических наук, доцент, докторант, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (Россия, г. Воронеж, ул. Старых большевиков, 54а), E-mail: ageev_bbc@mail.ru
Валентин Николаевич Буков, доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (Россия, Московская обл., г. Жуковский, ул. Туполева, 18), E-mail: v_bukov@mail.ru
|
Аннотация
|
Актуальность и цели. Методической основой высоконадежной техники при ограниченной по надежности ее составных частей является реконфигурирование избыточных систем. Задача статьи состоит в изложении и анализе результатов статистического моделирования системы, реализующей развиваемый авторами подход к управлению избыточностью комплекса бортового оборудования на основе супервизоров конфигураций с оценкой различных вариантов организации их арбитража. Материалы и методы. Предложены структура и основные положения стохастической модели, воспроизводящей процессы парного арбитража конфигураций с использованием супервизоров конфигураций, а также имитирующей случайные неисправности (отказы) различных компонентов конфигураций и ошибки (сбои) модулей анализа, формирующих решение о предпочтении той или иной конфигурации технической системы, условно неограниченной по объему ресурсов. Модель воспроизводит три варианта алгоритма арбитража: упрощенный бинарный, полный бинарный (индексы предпочтения – бинарные переменные) и триплексный (индексы предпочтения – триплексные переменные), а также алгоритм простого компаратора для сравнительного анализа по критериям достоверности выбора предпочтения и полноты диагностирования ошибок модулей анализа. Результаты. Сравнение моделируемых алгоритмов показало изменчивость статистических показателей по мере накопления неисправляемых ошибок, содержащихся в супервизорах конфигураций. Для относительно небольшого количества ошибок (в пределах первой тысячи) показано определенное преимущество бинарных алгоритмов над триплексным и подавляющее – над компаратором. Выводы. Использование алгоритмов парного арбитража предложенного типа позволит реализовывать требуемые уровни надежности бортовых комплексов с избыточным числом разнородных ресурсов.
|
Ключевые слова
|
оценка надежности, реконфигурирование, управление избыточностью, супервизор конфигурации, распределение отказов, достоверность предпочтений, полнота диагностирования
|