Статья 14118

Название статьи

МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УРОВЕНЬ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ
РАБОТНИКОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Авторы

Кельчевская Наталья Рэмовна, доктор экономических наук, профессор, директор департамента промышленного бизнеса и менеджмента, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19), shirinkina86@yandex.ru
Черненко Илья Михайлович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления на металлургических и машиностроительных предприятиях, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19), shirinkina86@yandex.ru
Ширинкина Елена Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, Сургутский государственный университет ХМАО – Югры (628400, Россия, г. Сургут, проспект Ленина, 1), shirinkina86@yandex.ru
Майстер Виктор Аркадьевич, кандидат экономических наук, профессор, член-корреспондент Академии менеджмента и рынка, Сургутский институт международной экономики и бизнеса «Планета» (628426, Россия, г. Сургут, проспект Мира, 34/3), mail@planetavuz.ru

Индекс УДК

338.45:622.3

DOI

10.21685/2307-4205-2018-1-14

Аннотация

Актуальность и цели. Актуальность проведенного в данной статье исследования обусловлена тем, что уровень публикационной активности является важным и неотъемлемым показателем действия научной политики, в том числе и на государственном уровне. В настоящее время активно обсуждается тема публикационной активности как результата научно-исследовательской деятельности российской науки и является инновацией в системе высшего образования. Управление уровнем публикационной активности является сложной и многофакторной задачей, решить которую невозможно только административными методами.
Материалы и методы. В ходе исследования параметров, влияющих на уровень публикационной активности, был выдвинут ряд гипотез. Для подтверждения данных гипотез был проведен опрос работников университета. При оценке факторов, влияющих на уровень научно-публикационной активности, определен объем генеральной совокупности 3187 респондентов. Проведен регрессионный анализ по определению факторов публикационной активности. На основе выдвинутых гипотез были построены две линейных регрессионных модели.
Результаты. В результате регрессионного моделирования сформулированы следующие выводы по выдвинутым гипотезам: 1. Статистически значимых взаимосвязей между уровнем должности и вероятностью публикации в зарубежных изданиях нет. 2. На вероятность наличия зарубежной публикации влияет работа в области изобретательской деятельности и проведение конструкторских разработок (для технических и естественнонаучных специальностей). Грантовая активность в меньшей степени влияет на наличие зарубежных публикаций. 3. Наличие амбиций у работников университета в области реализации крупных международных научно-исследовательских проектов не определяет вероятность публикации, примечательно, что во второй модели наблюдается значимая корреляция между ориентацией на качественное исполнение и публикационной активностью. Таким образом, среди публикующихся ученых больше исполнителей, чем руководителей. 4. Наличие трех и более аспирантов или докторантов значительно увеличивает вероятность наличия зарубежной публикации. Таким образом, масштабы и качество научного руководства напрямую связаны с уровнем публикационной активности. Любопытно, что при учете в качестве зависимой переменной всех публикаций наиболее значимым предиктором оказывается факт научного руководства аспирантами и докторантами.
Выводы. В дальнейшем данная модель, описанная факторами, влияющими на публикационную активность, может быть использована для разработки индикаторов эффективности для достижения стратегических целей университета в области интернационализации.

Ключевые слова

публикационная активность, научная деятельность, статистика, высшее образование, работники университета

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Майстер, В. А. Роль интеллектуального капитала в технологическом оснащении производства / В. А. Майстер, Е. В. Ширинкина // Надежность и качество сложных систем. – 2016. – № 1 (13). – С. 107–113.
2. Ширинкина, Е. В. Теоретические подходы к толкованию термина «Интеллектуальный капитал» / Е. В. Ширинкина // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 7-2. – С. 412–416.
3. Ширинкина, Е. В. Интеллектуальный капитал как фактор развития экономики знаний / Е. В. Ширинкина // Научные исследования в сфере социально-экономических и гуманитарных наук: междисциплинарный подход и конвергенция знаний / под ред. Р. М. Байгулова, О. А. Подкопаева. – Самара, 2016. – С. 369–381.
4. Набойченко, С. С. О проблемах подготовки инженеров для предприятий цветной металлургии / С. С. Н  2010. – № 3. – С. 65–68.
5. Преподаватели учреждений профессионального образования на рынке образовательных услуг в 2010–2012 гг. / под ред. Я. М. Рощина // Мониторинг экономики образования. – М. : НИУ-ВШЭ, 2013. – 60 с.
6. Faculty viewpoints about factors influencing research performance / A. Ziari, A. A. Ghods, A. Rashidy-Pour, H. Bozorgi, H. Babamohamadi // A qualitative study in Semnan University of Medical Sciences. – 2017. – Vol. 19, iss. 1. – Р. 22–35.
7. Kelchevskaya, N. R. New ways of interaction between the Higher School and metallurgical industry in XXI century / N. R. Kelchevskaya, M. I. Srogovich // Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenij. Tsvetnaya Metallurgiya. – 2003. – P. 81.
8. Mingaleva, Z. Protection of intellectual property at institutions of higher education / Z. Mingaleva, I. Mirskikh // World Applied Sciences Journal. – 2013. – Vol. 27, iss. 13 A. – Р. 198–203.
9. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : указ Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 г. – URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1610850 (дата обращения: 12.08.2013).
10. Figueiró, P. S. Sustainability in higher education: A systematic review with focus on management education / P. S. Figueiró, E. Raufflet // Journal of Cleaner Production. – 2015. – Vol. 106. – Р. 22–33.
11. Network analysis of spanish universities according to their journal publication profile in scientific areas / N. RobinsonGarcía, R. Rodríguez-Sánchez, J. A. García, D. Torres-Salinas, J. Fdez-Valdivia // Revista Espanola de Documentacion Cientifica. – 2013. – Vol. 36, iss. 4. – Р. 1–16.
12. Kagaari, J. Performance management practices? employee attitudes and managed performance / J. Kagaari, J. C. Meunene, J. M. Ntayi // International Journal of Educational Management. – 2010. – Vol. 24, № 6. – P. 507–530.
13. Аржанова, И. В. Создание федеральных университетов: концепция и реальность / И. В. Аржанова, Е. А. Князев // Университетское управление: практика и анализ. – 2013. – № 5 (87). – С. 7–14.
14. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. – М. : РЕЦЭП, 2005. – 199с.

 

Дата создания: 14.05.2018 11:13
Дата обновления: 15.05.2018 10:06