Авторы |
Михаил Юрьевич Михеев, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных технологий и систем, Пензенский государственный технологический университет (Россия, г. Пенза, пр-д Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11), E-mail: mix1959@gmail.com
Олег Владимирович Прокофьев, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и систем, Пензенский государственный технологический университет (Россия, г. Пенза, пр-д Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11), E-mail: prokof_ow@mail.ru
Ирина Юриевна Семочкина, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и систем, Пензенский государственный технологический университет (Россия, г. Пенза, пр-д Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11), E-mail: ius1961@gmail.com
|
Аннотация
|
Актуальность и цели. Применение автономных устройств с искусственным интеллектом в социотехнических системах привело к появлению новых задач, решение которых значительно сложнее по сравнению с задачами предыдущего этапа совершенствования человекомашинного интерфейса. Авторами работы было проведено исследование по выявлению источников риска в социотехнических системах и способов их снижения на этапах жизненного цикла автономных устройств. Материалы и методы. В исследовании ис- пользованы данные открытых отчетов к статистическим опросам разработчиков и пользователей устройств ответственного назначения, отчетов об исследовании аварий автономного транспорта Uber AV. Результаты. Даны формулировки источников риска, возникающих при использовании автономных устройств с искусственным интеллектом в социотехнических системах. Представлен пример жизненного цикла устройства, предусматривающий контроль человека на этапах разработки и эксплуатации. Выводы. Управление рисками в случаях ответственного применения устройства возможно при соответствии реальных этапов жизненного цикла перечисленному в статье ряду критериев безопасности.
|